Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

При выражении своего мнения недопустимы нарушения

Дата: 25 марта 2021 в 09:56

При выражении своего мнения недопустимы нарушения

Порядок организации и проведения в Республике Беларусь собра-ний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и иных массовых мероприятий установлен Законом Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» (далее – Закон), направленным, в первую очередь, на создание условий для реа-лизации конституционных прав и свобод граждан, обеспечение обще-ственной безопасности и порядка при проведении этих мероприятий на улицах, площадях и в иных общественных местах.

Согласно преамбуле к Закону и его ст. 15 государством гарантирует-ся лишь свобода тех массовых мероприятий, которые не нарушают право-порядок и права других граждан Республики Беларусь, а лица, нарушив-шие установленный Законом порядок организации и (или) проведения массовых мероприятий, несут ответственность в соответствии с законода-тельными актами Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 11 Закона участники массовых мероприятий обязаны соблюдать общественный порядок и выполнять все законные требования организаторов, сотрудников органов внутренних дел и представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка.

Организаторам и участникам мероприятий запрещается препятствовать движению транспортных средств и пешеходов, создавать помехи для бесперебойной работы организаций, воздействовать в какой бы то ни было форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на выполняющих обязанности по охране общественного порядка представителей общественности.

Определенные «неприятности» могут возникнуть из-за использования флагов, вымпелов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также эмблем, символов, плакатов и транспарантов, содержание которых направлено на нарушение общественного порядка, ущемление прав и законных интересов друнгих граждан; совершения любых действий, нарушающих установленный порядок организации и проведения массового мероприятия, а также подстрекательства к таким действиям любыми методами.

Так, нарушение порядка организации и проведения массовых мероприятий может повлечь как административную, так и уголовную ответственность.

В частности, санкции ст. 24.23 действующего Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий предусматривают для граждан взыскания в виде штрафа в размере до 200 базовых величин (5 800 рублей), общественных работ на срок до 60 часов или

административного ареста на срок до 30 суток, а для юридических лиц – в виде штрафа в размере до 500 базовых величин (14 500 рублей).

Кроме того, за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе (ст. 24.3 КоАП Республики Беларусь), предусмотрены штраф в размере от 2 до 100 базовых величин (от 58 до 2 900 рублей), общественные работы на срок до 60 часов или административный арест на срок до 15 суток.

Если же нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий по неосторожности повлечет гибель людей, причинение тяжкого телесного повреждения одному или нескольким лицам или при-чинение ущерба в крупном размере, наступит уголовная ответственность.

За это санкция уже ст. 369-3 Уголовного кодекса Республики Бела-русь (нарушение порядка организации или проведения массовых меро-приятий) предусматривает арест на срок от одного до 3 месяцев, ограни-чение свободы на срок от 6 месяцев до 3 лет или лишение свободы на тот же срок.

Уголовная ответственность за организацию массовых беспорядков, участие либо подготовку к ним предусмотрена ст. 293 УК Республики Беларусь. Данные общественно опасные деяния наказываются лишением свободы на срок до 15 лет.

Организация и подготовка действий, грубо нарушающих обществен-ный порядок, либо активное участие в них при отсутствии признаков пре-ступления, предусмотренных ст. 293 УК Республики Беларусь, влечет от-ветственность по ст. 342 УК Республики Беларусь (организация и подго-товка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо актив-ное участие в них), санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

Кроме уголовной и административной ответственности, действую-щим законодательством Республики Беларусь установлено, что всякий, кто причинил вред гражданам и организациям во время проведения мас-совых мероприятий, будет его возмещать в полном объеме.

Отдельно следует напомнить о необходимости соблюдения тре-бований законодательства при использовании различного рода Ин-тернет-ресурсов.

Так, размещаемые в Интернете угрозы и оскорбления в адрес госу-дарственных служащих, членов избирательных комиссий в связи с осу-ществлением ими должностных и служебных обязанностей, а также в ад-рес членов их семей, влекут за собой уголовную ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 366 УК Республики Беларусь угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного

лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполня-ющего общественный долг по охране общественного порядка или пресе-чению правонарушений, или их близких в целях воспрепятствования за-конной деятельности или принуждения к изменению характера этой дея-тельности либо из мести за выполнение служебных обязанностей или об-щественного долга наказываются штрафом в размере от 30 до 1 000 базо-вых величин (от 870 до 29 000 рублей), или исправительными работами на срок от 6 месяцев до 2 лет, или арестом на срок от одного до 3 месяцев, или ограничением свободы на срок до 5 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.

Уголовно-наказуемым деянием также является принуждение лица к выполнению или невыполнению какого-либо действия, совершенное под угрозой применения насилия к нему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества, распространения клеветнических или огла-шения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне, либо под угрозой ущемления прав, свобод и законных интересов этих лиц, при от-сутствии признаков более тяжкого преступления, за что санкция ст. 185 УК Республики Беларусь предусматривает максимальное наказание до 2 лет ограничения свободы.

За размещенные в «глобальной паутине» клевету и оскорбления ст.ст. 188 и 189 УК Республики Беларусь предусматривают наказание вплоть до 3 ограничения свободы.

В последнее время различные Интернет-ресурсы назойливо «зудят» гражданам Республики Беларусь о якобы наличии у последних права на «беспорядочное» публичное выражение своих политических взглядов, а требования властей о соблюдении при организации и проведении массо-вых мероприятий действующих норм законодательства пытаются препод-носить как подавление воли граждан и нарушение неких «демократиче-ских» норм.

При этом организаторы и участники незаконных массовых меропри-ятий прикрываются ст. 35 Конституции Республики Беларусь, «выдерги-вая» из ее контекста только слова о гарантировании свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, сознательно умалчивая, что согласно данной норме государством гарантируется сво-бода лишь не нарушающих правопорядок и права других граждан Респуб-лики Беларусь собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, а порядок проведения данных мероприятий определяется законом.

К массовым мероприятиям, проведение которых урегулировано За-коном, согласно его ст. 2 относится и пикетирование.

Которое данной нормой определено как публичное выражение граж-данином или группой граждан общественно-политических, групповых,

личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использо-вания плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию прирав-нивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определен-ном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установ-ленное время для совершения заранее определенного деяния, организо-ванное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих обще-ственно-политических интересов или протеста.

Таким образом, размещение гражданином незарегистрированной символики в любом ее виде для всеобщего обозрения, в том числе на сво-их окнах, балконах, зданиях является публичным выражением им обще-ственно-политических и иных интересов, либо протеста, то есть пикети-рованием, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Все должны понимать, что выражая свое мнение публично, они тем или иным образом, в той или иной степени неизбежно затрагивают права и охраняемые законом интересы других лиц, в связи с чем порядок таких действий и урегулирован законодательством, за нарушения требований которого неизбежно будет следовать ответственность.

24.03.2021 г. Дубровно

Прокурор

Дубровенского района

советник юстиции М.А. Патеев

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.